Не хотела я затрагивать эту тему, но всё-таки не удержалась.
Особенности менталитета петербуржцев (по крайней мере тех, с которыми я знакома) можно расписывать бесконечно, но суть сводится к тому, что все мы живём в городе-мифе. (См. знаменитый трактат "Санкт-Петербурга не существует"). Если Москву можно считать отдельной страной внутри страны, то Петербург - это страна вне страны и вообще в некотором роде вне этой реальности. Типа, "я фольклорный элемент, у меня есть документ, я вообще могу отсюда улететь в любой момент".
И история с Газпромом была мне интересна не спорами вокруг археологической ценности места застройки и будущего вида города, а как раз-таки тем, что вся эта ситуация чрезвычайно ярко демонстрирует конфликт двух миров: реальный мир грубо вторгается в иномирную реальность петербуржцев, а петербуржцы не знают, как на это реагировать, и волнуются. В чём беда Охта-башни? - не в том, что она некрасивая, и не в том, что портит панораму центра, и не в том, что грозит провалиться в болото. Да нет же, она виновата только в том, что появилась из ниоткуда - вещь без истории, без окружающих её смыслов, без... магии, если уместно применить тут это слово.
По крайней мере, так мне казалось раньше. Я как-то совсем забыла, что реальному миру вторгаться в Петербург бесполезно - попав сюда, вещи тут же подвергаются безжалостной мифологизации и становятся ирреальными.
Не избежит этой участи и пресловутая Башня: её и самой-то ещё нет, а мифы - уже есть))
Вот что уже пишут, например:
я предлагаю, когда газоскрёб выстроят, вообразить себе, что это приземлившаяся из космосу ракета пришельцев, и поскольку мы товарищи гуманные (см. 9 район), то ракету не трогаем, да и мало ли что в ней. Типа, такая вот у нас в городе достопримечательность, сами офигеваем - прилетели гуманоиды, оставили посреди нашей архитектуры свою чудовищную марсианскую дуру, а мы и пялимся. нельзя же снести, теперь это тоже часть истории!
(Из aellin.livejournal.com)