флафф, некрофилия
Мне очень хочется что-нибудь сказать про "Фонтан", но я с трудом подбираю слова - слишком странные ощущения.
Можно, например, сказать, что афтар высоко замахнулся и не удержал планку, но это будет не то, что мне хотелось бы сказать, хотя по сути так оно и есть. Можно вослед за некоторыми рецензентами посоветовать афтару посмотреть "Сталкера" и "Солярис", а затем убить себя с разбегу, но это тоже будет не то.
Моя основная претензия к фильму такова: если Аронофски действительно хотел снять большой, важный фильм о смысле человеческого существования, то зачем было излагать свои мысли языком школьника? К чему было эта красивая - спору нет - но больно уж глянцевая картинка, а также непобедимые конкистадоры, таинственные карты, зловещие интриги испанского двора и прочие затерянные пирамиды - чтобы зритель не заскучал? И если режиссёру хотелось сказать, что будущее не за звездолётами, а за духовными техниками, неужели он не мог придумать другой возможности продемонстрировать это, кроме как, простигосспади, усадив героя в позу лотоса?
Может, он всего-навсего хотел заработать деньги, сделав массовый, но качественный фильм о чём-то важном, а я восприняла начинку фильма слишком лично.
Заметьте, я не говорю, что фильм мне не понравился.
Простите, но сейчас я буду трындеть о смысле жизни, и я буду предельно серьёзна.
Смысл жизни, по моему скромному мнению, заключается в собирании некоей мозаики. Кусочки мозаики могут обнаруживаться где угодно. Это здешнее и нездешнее, скудные сведения о мире из книг, люди, вещи, города, тревожащие тебя сны, фантомные воспоминания, наводящие на размышления о предыдущих жизнях. Ты с одинаковым интересом читаешь труды Джона Ди и повести Стругацких, шумерские мифы и "Коллективное бессознательное", Кроули и астрономические справочники. Ты пытаешься что-то понять. Здесь можно употребить глагол "достигнуть" и много других глаголов, и все они в данном случае будут равновелики, поскольку означают одно и то же. Этим и занимаются герои "Фонтана". Причём их способ действия (понять или достигнуть) вполне укладывается в традиционную символику мужского и женского: герой Хью Джекмана, мало что понимая, рвётся, борется и пытается что-то изменить в окружающем мире, а мудрая героиня Рейчел Вайз вслушивается в себя, вспоминает и в конце концов - понимает всё и примиряется... Это хорошо всё - её книга и его конквистадорство. Да, если бы я делала фильм об этом, я тоже начала бы с прошлых жизней. Но это было бы только начало. Я рассказала бы обо всех кусочках мозаики, обо всём, что казалось мне значительным. Это познание - вроде подъёма по лестнице, и я хорошо понимаю, что пока одолела лишь несколько первых ступенек. Я думаю, такой фильм надо снимать в самом конце жизни, когда ты понял уже достаточно. Фильм об этом должен быть очень личным. Скорее всего, его вообще не поймёт никто, кроме тебя самого. Он должен быть мощный - настолько мощный, чтобы потрясти любого, даже если тот ничего не поймёт. "Фонтан" - хороший, сильный фильм, достаточно сильный, чтобы купить его и пересматривать, но в нём нет и десятой доли той силы, которая должна быть. А личного в нём нет вообще.
p.s.: любопытно, сколько рецензентов в эпиграфах к своим отзывам напишут бессмертное: "Я конквистадор в панцире железном, я весело преследую звезду"?
Можно, например, сказать, что афтар высоко замахнулся и не удержал планку, но это будет не то, что мне хотелось бы сказать, хотя по сути так оно и есть. Можно вослед за некоторыми рецензентами посоветовать афтару посмотреть "Сталкера" и "Солярис", а затем убить себя с разбегу, но это тоже будет не то.
Моя основная претензия к фильму такова: если Аронофски действительно хотел снять большой, важный фильм о смысле человеческого существования, то зачем было излагать свои мысли языком школьника? К чему было эта красивая - спору нет - но больно уж глянцевая картинка, а также непобедимые конкистадоры, таинственные карты, зловещие интриги испанского двора и прочие затерянные пирамиды - чтобы зритель не заскучал? И если режиссёру хотелось сказать, что будущее не за звездолётами, а за духовными техниками, неужели он не мог придумать другой возможности продемонстрировать это, кроме как, простигосспади, усадив героя в позу лотоса?
Может, он всего-навсего хотел заработать деньги, сделав массовый, но качественный фильм о чём-то важном, а я восприняла начинку фильма слишком лично.
Заметьте, я не говорю, что фильм мне не понравился.
Простите, но сейчас я буду трындеть о смысле жизни, и я буду предельно серьёзна.
Смысл жизни, по моему скромному мнению, заключается в собирании некоей мозаики. Кусочки мозаики могут обнаруживаться где угодно. Это здешнее и нездешнее, скудные сведения о мире из книг, люди, вещи, города, тревожащие тебя сны, фантомные воспоминания, наводящие на размышления о предыдущих жизнях. Ты с одинаковым интересом читаешь труды Джона Ди и повести Стругацких, шумерские мифы и "Коллективное бессознательное", Кроули и астрономические справочники. Ты пытаешься что-то понять. Здесь можно употребить глагол "достигнуть" и много других глаголов, и все они в данном случае будут равновелики, поскольку означают одно и то же. Этим и занимаются герои "Фонтана". Причём их способ действия (понять или достигнуть) вполне укладывается в традиционную символику мужского и женского: герой Хью Джекмана, мало что понимая, рвётся, борется и пытается что-то изменить в окружающем мире, а мудрая героиня Рейчел Вайз вслушивается в себя, вспоминает и в конце концов - понимает всё и примиряется... Это хорошо всё - её книга и его конквистадорство. Да, если бы я делала фильм об этом, я тоже начала бы с прошлых жизней. Но это было бы только начало. Я рассказала бы обо всех кусочках мозаики, обо всём, что казалось мне значительным. Это познание - вроде подъёма по лестнице, и я хорошо понимаю, что пока одолела лишь несколько первых ступенек. Я думаю, такой фильм надо снимать в самом конце жизни, когда ты понял уже достаточно. Фильм об этом должен быть очень личным. Скорее всего, его вообще не поймёт никто, кроме тебя самого. Он должен быть мощный - настолько мощный, чтобы потрясти любого, даже если тот ничего не поймёт. "Фонтан" - хороший, сильный фильм, достаточно сильный, чтобы купить его и пересматривать, но в нём нет и десятой доли той силы, которая должна быть. А личного в нём нет вообще.
p.s.: любопытно, сколько рецензентов в эпиграфах к своим отзывам напишут бессмертное: "Я конквистадор в панцире железном, я весело преследую звезду"?
Как мне кажется (ну, и не только мне) синематограф таки - "язык". Помните эффект Кулешова? А фильмы Чаплина? Кино как язык уже успело сложиться, вырасти в Голливуд и докатиться до современного Голливуда. Но, все-таки это язык. И у каждого он свой. Тот же принцип, что и в литературе. Та же структура.
К чему я? А к тому, что у каждого режиссера свои способы выразительности и построения фраз. Аронофски был "глянцевым" даже в "Пи". Это его язык. Ну и, в данном случае, язык его героини. Те самые "таинственные карты" и конкистадоры - не более чем фантазии женщины, умирающей от рака. Сказка, к которой она приходит через страдание. Перенос, как бы сказал психолог. А теперь, снова к старым тараканам.
Возьмем парочку примеров. Вот Феллини, вот Годар. Близко? Да. Приемы выразительности похожи - да. Но разное. Потому что о разном. Феллини, если угодно, более "глянцевый" чем Годар. Но лучше ли? Или они равны?
Ароноффски куда олее глянцевый, чем фон Триер? Куда более глянцевый, чем Скорцезе? Куда более глянцевый, чем Питер Джексон?..
Странно ожидать от атмосферы Голливуда чего-то "личного". Не тот язык.
Вот такое имхо. Прошу прощения.
Я ничего не имею против Голливуда. Американцы делают много хороших фильмов, серьёзных, сильных. Проблема именно в том, что голливудский язык предназначен всё-таки для разговора с массами, а не для душевных выплесков. То, что фильм о самом главном обязательно должен быть личным - всего лишь имхо, но я буду на нём настаивать. Потому что я пишу не рецензии, а имхи) И кино - это не только Голливуд. Я не случайно упомянула "Солярис"; он ведь о том же самом почти, что и "Фонтан", но гораздо искреннее и сильнее, согласитесь? По части искренности с Тарковским вообще мало кто сравнится.
Кстати, зря вы так о фон Триере. Мне вот у него больше всего нравятся "Идиоты", а там нет ни тени глянца вообще.
"Солярис" - это не только Тарковский. Это еще и Лем, согласны?
А у фон Триера больше всего люблю "Рассекая волны". Но, при всем при этом, оставаясь режиссером... андерграунда, он делает совершенно глянцевую "Танцующую в темноте" и "Догвилль". Великолепные, сильные фильмы, играют со зрителем. Но глянец. Личного в этом нет. И не надо. Потому что другой язык, потому что рассчитанно на зрительское восприятие. Даже страшно представить, что бы получилось, если бы фон Триер был влюблен в свою Грейс...
А Голливуд - это... некий предел прогресса. Ну, помните, что было в пятидесятые годы. Был дико пафосный Голливуд с устаревшей техникой и была "новая волна". А что мы имеем сейчас? "Новая волна" вошла в голливудский дискурс. И видеоряд любого блокбастера использует приемы тех самых режиссеров, которые были в мейнстриме. А во Франции снимают "Такси 4" (5? 6?).
А утверждать, что Голливуд - "предел прогресса", я бы не стала (или я как-то не так поняла эту фразу?), просто у Голливуда свои пути. А у независимых режиссёров - свои. И всегда так будет. И вообще, о чём спор?
Не знаю. Наверное, все-таки разное восприятие Лема, потому что я нахожу его книги... переполненными любовью. Наверное поэтому его так ненавидела польская Академия Наук.
Спор о любви, смерти и фигне.